|
На Белгородчине самыми значимыми являются обряды каленедельческого круга.
Среди важнейших земледельческих праздников в крае особое место занимает праздник рождения нового солнечного года, именуемого в народе зимними Святками. Обряд зимних Святок - солнечный обряд. Он связан с древним обычаем встречать начало солнечного года «нового солнца», способствовать его возрождению.
Святки - зимний праздник, длящийся две недели -от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января). Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами».
Зимние Святки - один из наиболее любимых и почитаемых праздников календарного цикла. Считалось: коли дни на зимние святки веселые и счастливые, то и год будет таким.
Хозяйки готовились очень усердно: «убирались» в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, кишки (свиную домашнюю колбасу), окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), печиво («бабышки», «куличики» - маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи.
В нем представлена странная смесь совершенно разнородных стихий: и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя Мира.
Элементы разных эпох и культур органически соединились, образуя особый сплав, - так называемое "народное православие". Тьма жизни и смерти, возрождения и воскрешения через смерть, гибель, сожжение, постоянного перехода из одного состояния в другое присуща как дохристианской, так и христианской культуры. Церковные праздники легко поддались мирскому и бытовому осмыслению.
Старики примечали: если в канун Рождества небо ясное и звездное - ожидай хорошего урожая гороха и приплода домашнего скота, а также много грибов и ягод в лесу. Если иней на деревьях - к обильным снегам, метель разыгралась - пчелы будут роиться. По существу, рождественский сочельник завершал сорокадневный рождественский (Филиппов) пост, и с этого дня начинались веселые, шумные двухнедельные празднества - зимние Святки.
Опасаясь разной нечести, разгуливавшей в первые дни солнечного года, селяне старались защитить от нее различными оберегами и обрядами хозяйство и семью. «Пеплом» (копоть свечи), угольком, мелом ставили кресты на воротах, хозяйственных помещениях, входной двери, матице, на печке, над окном. «Святой» водой кропили «кругом» двор, живность, углы дома, всех домочадцев. Для обеспечения плодовитости домашних животных и богатого урожая под «образа» в красный угол клали сено, ставили освященный первый сноп прошлогоднего урожая, горшок с кутьей (кашей), святую воду.
Особое значение в эти дни придавалось пище. Из пшеничной муки хозяйки выпекали рождественский каравай, украшенный ромбами, кругами, зигзагообразными «ковылюшками», «куличики» (маленькие булочки), а также «печиво» в виде фигурок домашних животных.
До первой звезды есть на Рождество не полагалось. Обрядовой пищей являлась кутья - каша из зерен пшеницы, ржи или гречихи, пшена, гороха, чечевицы, позднее - риса, то есть древних элементов обряда плодородия.
Поскольку зерно было основным продуктом крестьянского труда и находилось, что называется, под рукой, по представлению земледельца, оно обладало магическим свойством надолго сохранять и, умирая, вновь воссоздавать жизнь. Семя - это извечный круговорот, свидетельствующий о неиссякаемой череде рождений - умираний.
Есть предположение, что само слово «кутья» произошло от «коливо» - названия ржаного или пшеничного стебля и колоса, из зерен которых и готовили эту обрядовую кашу. «Три кутти бувает. Под Рожтво - постная, и под Хрященье, а под Новый год - васильевская куття - жирная», - так рассказывали старожилы из села Казачья Лисица Грайворонского района. Рождественскую кутью «голодную» готовили на «взваре» (отвар из сухофруктов), добавляя туда мед, измельченные орехи, растертый мак. На второй день Рождества хозяйки варили бабкину кутью «богатую».
Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где ребенок родился.
В ряду аналогичных действ находится и обряд «гукания Мороза». Когда вся семья собиралась за праздничным столом, хозяин или один из его сыновей, широко распахнув дверь, «кликал»:
Мороз, Мороз,
Ходи до нас вечерять (село Доброе Грайворонского края). Лишь после этого семья садилась за стол, строго следуя порядку: в центре - хозяин, по правую руку - взрослые сыновья, по левую - хозяйка, родители, младшие дети. Только хозяин имел право первым отведать кутьи. Как видим, все действа, проходившие в рождественский вечер, ориентированы на большой приплод и богатый урожай.
Одной из добрых рождественских традиций на Белгородчине было славление Христа. Так называлось хождение парней по домам со звездой и пение духовных стихов. В канун Рождества, вечером, когда в небе зажигалась первая звезда - та самая, что зажглась во время рождения Иисуса Христа, - парни делали свою «звезду» из трех-четырех поперек сложенных лучинок, а также палок, бумаги. Украшали фольгой и бумажными цветами. В центре крепили свечу, затем звезду прикрепляли на длинную палку и торжественной процессией обходили все дворы. Не принять христославцев считалось большим грехом для хозяина дома, неуважением традиций, оскорблением самих христославов. В качестве платы за славление хозяева подавали в основном «печиво» (изделия из теста) и деньги.
Затем дети и подростки, чуть позже - взрослая молодежь, совершали обряд «колядования». Эти поздравительные песни называются по разному: колядки, овсени, виноградья.
Несмотря на то, что хозяева всегда гостеприимно встречали колядовщиков, бытует традиция просить разрешения «Коляду кликать» . Особо почитались хозяевами колядовщики, перевоплощающиеся в «наседок»: «Квох, квох, квох, дай пирожок и сала кусок. Чтоб квочечки садились, да цыплятки выводились!» Или: «Квох, квох, сяду на порог. Квох, квох, дайте пирог. Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем отсюда так!» (село Доброе). Видимо, это «перевоплощение» в курицу-наседку напрямую связано с древними магическими заклинаниями, так как содержит в себе образы -символы плодородия. Широко бытуют в крае «припевные» колядки, исполняемые под окнами домов тех парней и девушек, которые «женихаются»:
"Коляда, Коляда,
По проулку шла,
Себе двор нашла.
Надо пиво варить,
Надо дров рубить,
Надо Ваньку жанить."
(село Мощеное Грайворонского края). Радушные хозяева угощали колядовщиков «чем бог послал» (салом, кишками, пирогами, блинами, варениками), за что те благодарственно говорили:
"Спасибо вам, хозяева,
На хорошем подаянии.
Дай вам Бог больше прожить,
Да побольше нажить:
И ягняток, и теляток,
И жеребяток, и поросяток."
Тем, кто не спешил их одарить, колядовщики высказывали пожелания такого содержания:
"Не спасибо вам, хозяева,
На плохом подаянии.
Дай вам Бог больше прожить,
Да побольше нажить:
Вшей и мышей,
Да тараканов из ушей."
Считалось, что скупость хозяйки обернется против всей семьи, «в хозяйстве проку не будет».
Вечером селяне, от мала до велика, шли в хоровод -'танки'. «Играли» плясовые, под «пищики» и дудки «скакали» на лавках, устраивали «кулачки» один на один или улица на улицу, карагоды и танки водили.
Повсеместно в святочные вечера молодежь организовывала игрища, сопровождаемые ряженьем, пением шуточных и игровых песен.
Чаще представление было о козе, как о символе плодородия: «Где коза ходит, там жито родит»:
"Добрый вечер вам, люди добрые.
Мы к вам идем, козу ведем.
Дозвольте козе у вас поскакать.
Козе поскакать, а нам поспевать.
Где коза ходит, там жито родит.
Где коза не ходит, там жито не родит....."(село Почаево Грайворонского края).
С зимними Святками!!
С праздником нового Года!
|