| «Скакуны Грайворонской слободы» - реконструкция и трансляция в социум бытового танцевального искусства Грайворонского городского округа Белгородской области
Грайворонский городской округ Белгородской области бережно хранит свою региональную историю и культуру, которые являются ярким примером самобытности, локальности и многообразия. Довольно широко представлены на территории грайворонщины бытовые народные танцы более позднего происхождения, несущие в себе черты, как традиционного стиля, так и лексики бальной хореографии. В нашем округе зафиксировано более двадцати народно-бытовых танцев позднего происхождения. Это всевозможные пляски и польки: «Птичка», «Бабочка», «Страдания», «Светит месяц», «Краковяк», «Выйду я на реченьку», «С пересеком», «Карапет», «Тустеп», и т. д. Как правило, эти пляски импровизационны и включают сменяемые друг друга сольные, парные и групповые переплясы, основанные на местной хореографической традиции.
Актуальность проекта «Скакуны Грайворонской слободы» заключается в сохранении локальных танцевальных бытовых традиций Грайворонского края и их пропаганда среди жителей края и молодого поколения. В проекте «Скакуны Грайворонской слободы» представлен пример локального бытового танцевального искусства, бытующего в Грайворонском городском округе, в частности в бытовых танцевальных композициях, характерных только для данной территории.
Название «скакун» не случайно. Пляшущий в танках и плясках мужчина в селах Грайворонского округа называется «хозун» или «скакун». Он душа танца, главное действующее лицо, его зачинщик и заводила. А потому у каждого из них свои приемы приглашения девушек. У одного — это два ровных удара одной ногой и затем тройной притоп, у другого — высокий прыжок в сочетании с тройным притопом. Следует подчеркнуть, что особый интерес специалистов вызывает движение, называемое в регионе «ход крылом». Его исполнителей именуют «крыловиками». Вариантом движения «ход крылом» является быстрый поворот на месте вокруг себя. Старожилы села Пороз Грайворонского района называют его «вертушкой». Однако, в былые времена, как вспоминают старики, таких «скакунов» было немало в каждом селе. Например, данные движения очень точно были переданы старожилом села Доброе Грайворонского округа Пелагеей Черкашиной: «….песню надо грать. Она сама, указуя, иде можна верх скакнуть, а иде можна — и крылом пройтить». Женские движения в данных народных бытовых танцах более мягкие, спокойные. Девушки словно плывут, слегка покачиваясь «с ноги на ногу». Основной шаг движения простой или шаг с прибивом. «Ходить у лад песни. Она сама подскажа иде как делать», — так мудро характеризуют пластику женских движений порозские певуньи. При «скакании» на лавке одна или обе руки «взмывают» вверх и некоторое время как бы застывают в неподвижности. Как видим, руки у женщин в пляске находятся в трех основных положениях: опущены вниз, подняты на уровень головы, «играют» выше ее уровня.
В рамках проекта планируется изучить имеющийся фондовый фольклорно-методический материал по бытовому танцевальному искусству; обучить участников хореографического ансамбля «Отрада» участниками фольклорного ансамбля «Мила–Лада»; привлечь через проведение 10 районных и 2 областных показательных мастер-классов для детей, молодежи, работников КДУ, руководителей хореографических коллективов, а также народных праздников и гуляний не менее 300 человек; разработать цикл видео уроков «12 месяцев» по народной бытовой хореографии, обрядам и праздникам Грайворонского городского округа.
В перспективе проект предполагает проведение в 2021 году реконструкции и трансляции бытовой танцевальной композиции в рамках брендового международного национального фестиваля хороводной культуры «Кривые танки с мымрочками», с числом участников не менее 1000 человек; организацию гастрольного тура совместно с АНО по реализации культурно-образовательных и социальных инициатив «Со-творение» (г. Санкт-Петербург),
с целью популяризации массового бытового танцевального искусства.
Презентацию бренда Вы можете скачать здесь: (ссылка)
| |