|
На Грайворонщине третий Спас, который приходился на следующий после Успения день, не праздновали широко, но отдавая дань предкам, верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова. Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь ещё при жизни вытер лицо.
В народной традиции Грайворонских сёл, праздник Спаса имел несколько названий «Ореховый», «Хлебный», «Спас на холсте» «Холщовый Спас». В этот день было принято печь хлеб из освящённого зерна и угощать им близких, соседей, нуждающихся, дополняя угощение мёдом и орехами.
На третий Спас, как например, в селе Мощёное Грайворонского района было принято освящать источники, троекратно обходили родники и питьевые колодцы, чтобы совершить своеобразный ритуал «закрытия тёплого времени года». Считалось, что такой источник в зиму не замёрзнет.
Интересно, что с этого праздника Грайворонские купцы начинали торговать тканями, а домовитые хозяйки обязательно закупали в этот день ткани для шитья.
Рассказывает старожил села Безымено Харитина Андреевна 1914 г.р.:
«На праздник в доме обязательно устраивались угощения, на которые собиралась вся семья. Тесть и тёща приглашали молодых, а также сватов в гости, чтобы установить добрые отношения. Специально выбранный человек — «позыватый» приглашал гостей: «Приходите навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё, поучить их уму–разуму!».
Главным блюдом на столе был хлеб из русской печи – «краюшка». «Краюшка с изюминкой» - это обрядовый каравай села Безымено. Выпекали такой хлеб-каравай из равных тестовых булочек, но из разной муки, соединённых в форму полукруга (месяца) либо круга (солнца). Каждому гостю доставалась равная доля (край) каравая, тем самым давали понять, что все в этом мире равны.
Перед трапезой хозяйка всегда произносила заветные слова: «Ангела за трапезой!», таким образом Благословляли пищу, а гости отвечали - «Невидимо предстоит!».
/Материал из сборника «Народные традиции Грайворонского края, Е. Алиханова,
подборка О. Капусняк. На фотографии старожилы села Почаево (экспед. материал 1990г.).
Фотографии Л. Тараник, В. Хромычев./
|